МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич


МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич
(28.02.1885, Петербург -1930, Нарым)
   философ, публицист, представитель рус. космизма. До революции служил по дипломатической части, сотрудничал в журн. "Русская мысль". После Февральской революции 1917 г. - начальник политического кабинета МИД. Октябрьскую революцию вначале не принял, выступив с резкой критикой большевизма (ст. "Рев племени" в сб. "Из гчубины" (1918), однако вскоре переосмыслил свое отношение к созидавшемуся новому строю. Будучи апологетом идеи "Третьего Рима, т. е. всемирного государства на теократической основе", рассматривал социализм как неполную и ущербную попытку воплотить теократические чаяния и на этой почве считал возможным примирение с советской властью, при сохранении надежд на ее будущее перерождение. После революции участвовал в работе Вольфилы, преподавал в Ин-те живого слова, в 1926–1928 гг. работал в Центральном ин-те труда. Будучи приверженцем идей Федорова, активно сотрудничал с Горским и Сетницким, занимался проблемами трудоведения, представлял человеческий труд не только как политэкономическую, но и как онтологическую категорию, начало сознательно-творческой космизации бытия. В кн. "Овладение временем как основная задача организации труда" (М., 1924) предложил концепцию времени на основе теории множеств Г. Кантора. Мир состоит из множественностей, каждая из к-рых представляет собой свою множественность элементов. Время - показатель динамики множеств. А значит, оно обратимо, и борьба с ним может идти через возобновление той комбинации элементов вещей и существ, к-рая имела место до их гибели, исчезновения. Целенаправленная деятельность человека в мире - деятельность "времяобразующая". Человеческая история движется в направлении расширения власти над временем, идет к полному овладению и управлению им. М. развивал представление о культуре как начале организации, противостоящей "слепому действию природных сил, ведущих к бесформенному состоянию или небытию", как творчески-преобразующей деятельности человека в мире и выделял, исходя из этого, 2 осн. типа культуры. Символическая культура представляет собой творчество идеальных образцов, как бы "второй действительности", неподвластной силам тления и смерти (искусство) - здесь исследуются пути, рождаются проекты и планы пересоздания жизни (философия и наука). К др. типу - культуры реальной - М. отнес "те виды деятельности, к-рые реально, а не только в мысли и в воображении изменяют окружающий нас мир. Это экономика, производство, земледелие, техника, медицина, евгеника, практическая биология, педагогика и т. п.". По убеждению мыслителя, в истории человеческой цивилизации эти 2 типа культуры оказались разорваны и разобщены, однако в "новой культуре будущего", уже сознательно поставляющей перед собой задачу регуляции, деятельность "теоретически-символическая" и деятельность реально-трудовая должны соединиться, ведя ко всецелому преображению мира и человека. В синтетической культуре, стремящейся к победе над пространством и временем, установлению "космократии и пантократии" человеческого рода, важную роль, по мысли М., будут играть те направления прикладной науки, к-рые связаны с "вопросом о биологическом совершенствовании человека", о "преобразовании и обновлении" его физической природы. В будущем именно они дадут начало "особому искусству, связанному с усовершенствованной антропологией, - антропотехнике или даже антропоургии". Такое искусство сможет активно использовать достижения медицины, химии, генетики в творческом преображении телесного состава человека. М. говорит о возможности для человечества созидать новую жизнь, участвовать в явлении в мир чувствующих, мыслящих существ уже не путем "бессознательного рождения", а усилием коллективного, "соборного" творчества. М. - автор утопического романа "Остров Буян" и философской мистерии "Софья и Китоврас" (1926–1928). Мистерия, написанная в форме платоновского диалога, впитавшая в себя стилевые искания В. И. Иванова в области теории драмы, захватывала самые широкие смысловые пласты: история и эсхатология, вопрос о нравственных и духовных основах социального действия и строительства, об интеллигенции и народе, о судьбах христианства и церкви в мире, о вере и науке, о путях и целях культуры, о богочеловече-стве, о софийности мира.
   С о ч.: Овладение временем. Избр. филос. и публицист, произв. М., 1998; Всеобщая производительная математика // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 190–210.
   Л и т.: Аксенов Г. П. Времявластие: (О Валериане Муравьеве и его философии) // Вопросы философии. 1992. № 1; Он же. Время не властно над именем // Библиография. 1993. № 1; Макаров В. Г. В. Н. Муравьев. Очеловеченное время // Вопросы философии. 2002. № 4,Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Miinchen, 1989. S. 318–341.
   А. Г. Гачева

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Смотреть что такое "МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич" в других словарях:

  • МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич — (28.02.1885 1932) математик и философ, восприемник и интерпретатор идей и проектов Федорова. Происходил из старинного дворянского, графского рода Муравьевых. Его отец Н. В. Муравьев, ученый юрист, долгие годы занимал пост министра юстиции при… …   Русская философия: словарь

  • Муравьёв, Валериан Николаевич (губернатор) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Муравьёв, Валериан Николаевич. Валериан Николаевич Муравьев …   Википедия

  • МУРАВЬЕВ —         Валериан Николаевич (1884/1885 1932?) философ, историк, публицист. Закончив Александровский лицей, занимается дипломатич. деятельностью: в 1907 13 секретарь рус. посольства во Франции, затем в Гааге и Белграде. В 1917 среди членов… …   Энциклопедия культурологии

  • МУРАВЬЕВ —     МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич (28 февраля 1885, Петербург 1930? Нарым?) русский философ. Окончил Александровский лицей и Ecole des sciences politiques et sociales в Париже; с 1907 на дипломатической службе, в 1917 возглавлял Политический… …   Философская энциклопедия

  • Муравьёв-Амурский, Николай Николаевич — Николай Николаевич Муравьёв Амурский Николай Николаевич Муравьёв Амурский Дата рожд …   Википедия

  • Муравьёв, Николай Валерианович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Муравьёв. Николай Валерианович Муравьёв …   Википедия

  • Список российских командиров наполеоновских и революционных войн — …   Википедия

  • Муравьевы — русский дворянский и графский род Герб рода Муравьёвых ОГ 1 59 Происходит от рязанского сына боярского Василия Алаповского, дети которого, Есип Пуща и Иван Муравей, переведены были в 1488 г. на поместья в Новгород и сделались родоначальниками:… …   Википедия

  • Муравьёвы — Описание герба: см. текст Том и лист Общего гербовника: I, 59 Часть родословной книги: VI …   Википедия

  • III.4.3.2. Министерства и главные управления — ⇑ III.4.3. Органы государственного управления 1) Министерство иностранных дел (1802 1917). Александр Романович Воронцов (8.09.1802 16.01.1804). Адам Адамович Чарторыйский (16.01.1804 17.06.1806). Андрей Яковлевич Будберг (17.06.1806 30.08.1807).… …   Правители Мира

Книги